Присадки в моторное масло

Различные добавки способны существенно улучшить свойства моторного масла. Но это не отменяет факта, что масло должно быть подобрано правильно. Поговорим о том, какие бывают масла, как правильно их выбирать и как улучшить характеристики масла с помощью присадок.

Долговечность и качество работы автомобильного двигателя зависит от многих компонентов, но основной — это моторное масло, поэтому к его выбору нужно подходить ответственно. Выбор осложняет постоянное появление на рынке новых брендов и марок, поэтому разобраться в разнообразии параметров и характеристик становится непросто.

Основная задача моторного масла заключается в смазывании движущихся механизмов, благодаря своим свойствам масло создает тонкую пленку на трущихся поверхностях, тем самым защищая их от истирания и износа. Кроме того, машинное масло выполняет функции защиты от коррозии и очистки, оно удерживает твердые продукты сгорания, мельчайшие частицы металла, которые затем оседают на масляном фильтре.

Виды моторных масел

Автомобильная промышленность использует несколько видов масел которые применяются в качестве моторных - минеральное, синтетическое, полусинтетическое и гидрокрекинговое, они различаются способом получения и как следствие имеют разные состав и свойства.

Минеральное масло производится с помощью дистилляции и рафинирования сырой нефти, к плюсам можно отнести невысокую цену, минусов же гораздо больше - из-за высокого содержания примесей (сера и др.) такие масла очень быстро теряют свои свойства и менять их нужно чаще. Минеральные масла в свою очередь делятся на ароматические, нафтеновые и парафиновые, последние как правило выступают в роли базового масла так как обладают оптимальными параметрами вязкости и рабочей температуры.

Синтетическое моторное масло производится путем химического синтеза определенных соединений, которые придают конечному продукту необходимые характеристики, оно имеет значительные преимущества – высокую текучесть, устойчивость к экстремальным температурам, большой срок службы. Сложный процесс производства и значительные преимущества обуславливают высокую цену синтетических масел. Обычно синтетику применяют при тяжелых условиях работы двигателя.

Полусинтетическое моторное масло получают смешиванием минерального и синтетического, это позволяет снизить цену и улучшить характеристики, лучше всего такие масла подходят для умеренно холодного климата и средних нагрузок. К этой же категории можно отнести масла, полученные путем гидрокрекинга, упрощенно это улучшенное минеральное масло, характеристики которого близки к полусинтетическим маслам, но имеющие меньший срок службы. Иногда гидрокрекинговое масло выдают за полусинтетическое, но чаще путаница возникает из-за сходных характеристик, поэтому если Вы решили приобрести полусинтетическое масло изучите этикетку и проконсультируйтесь у продавца.

Классификации моторных масел

В мире применяется несколько систем классификации масел (SAE, API, ACEA и др.), они используют различные параметры и условные обозначения.

SAE (с англ. Ассоциация Автомобильных Инженеров) использует для классификации показатели вязкости и текучести, то есть способности масла образовывать пленку на трущихся поверхностях и при этом течь. По стандарту SAE J300 моторные масла делятся на зимнее (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и летнее (20, 30, 40, 50). Комбинированное обозначение 5W-40, 10W-50 и т. д., получают всесезонные масла, и то что они рекомендованы к применению при определенных температурах не стоит считать аксиомой.

Дело в том, что каждый двигатель по-своему уникален - имеет различный режим тепловой напряженности, форсированность, конструкцию и другие особенности поэтому при выборе конкретного масла обращайте внимание на рекомендацию производителя автомобиля, как правило в инструкции по эксплуатации либо указано рекомендованное масло для определенных условий, либо дана таблица соответствия с маркой масла и предельными температурами при которых она рекомендована. Эта классификация одна из наиболее популярных на территории бывшего СССР.

Классификация ACEA (Ассоциацией европейских автопроизводителей), делит моторные масла в зависимости от типа двигателя:

  • А – масла для бензиновых двигателей;
  • В – масла для дизельных моторов малой мощности (легкие и средние нагрузки), устанавливаемых на легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности;
  • Е – масла для мощных дизельных двигателей (тяжелые нагрузки).


Отдельно в этой классификации выделяют “энергосберегающие” масла, они позволяют уменьшить расход топлива за счет снижения вязкости при высоких температурах, такие масла имеют низкий показатель - HT/HS (High temperature/High shear viscosity). Использовать их можно только если они рекомендованы производителем в этом случае их использование предусмотрено конструкцией двигателя, в обычный двигатель их заливать нельзя. При выборе помните классы А1, А5, В1, В5 – энергосберегающие масла, а все остальные - А2, А3, В2, В3, В4, стандартные.

Классификация API разработана американским институтом нефтепродуктов (American Petroleum Institute) в ней ключевым параметром считается возраст автомобиля и тип двигателя. Дело в том, что каждое усовершенствования конструкции двигателя и его параметров повышает требования к моторным маслам, классификация учитывает этот момент и позволяет подобрать оптимальное масло для каждого двигателя.

По API каждое масло получает двухбуквенный индекс, первая буква которого обозначает тип двигателя, а вторая класс масла. Например, SH или CF, буква S означает бензиновый двигатель, C - дизельный, вторая буква означает класс масла, на данный момент индекс J - получают только современные высококачественные масла. Это не делает масла с другими индексами хуже, но говорит о том, что они лучше подходят к более старым двигателям чем к современным.

Так как большинство производителей изготавливают универсальные моторные масла, которые подходят как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, то такие масла маркируются сразу обоими индексами, например - SF/CC.

Добавки в моторное масло

Присадки в моторное масло помогают улучшить его смазывающие, очищающие и другие свойства. Как правило современные добавки в моторное масло универсальны и обладают комплексным действием. Хотя существуют и узкоспециализированне, влияющие на одно или несколько свойств:

  • моющие;
  • загущающие;
  • противокоррозионные;
  • для уменьшения износа;
  • диспергирующие;
  • депрессорные (для уменьшения вязкости при отрицательных температурах);
  • для уменьшения пенообразования.


При выборе присадки в масло для двигателя своего автомобиля необходимо учесть рекомендации производителя, тип двигателя - бензиновый или дизельный, определить его состояние (износ, компрессия, оставшийся ресурс) и после этого принимать решение о использовании добавки.

Следует понимать, что наибольший эффект от использования присадок можно получить при износе двигателя на уровне 30-70%. На новом и отрегулированном эффект будет малозаметен невооруженным глазом. Присадка просто снизит уровень трения. Однако это не значит, что присадки в новых автомобилях не нужно использовать. Напротив – это позволит Вам избежать проблем в будущем.

А вот на сильно изношенном двигателе с низкой компрессией и большим количеством посторонних шумов при работе присадка будет бесполезна. От добавок в масло часто ждут чуда, но, если двигатель требует капитального ремонта, заменить его присадкой не получится.

В присадках для моторного масла от компании ProLong используется специально разработанная технология AFMT. Продукция ProLong позволяет значительно уменьшить износ двигателя и продлить его жизнь. Присадки универсальны и совместимы со всеми типами масел. C каталогом продукции Prolong можно ознакомиться здесь.

Мы рекомендуем использовать